Из истории станкостроения в Липецке

В этом году исполняется 105 лет созданию в Липецке машиностроительного производства, на базе которого возникло и станкостроительная отрасль.
История его создания характерна для Российского государства во все периоды своей истории.
В начале 20-го века Российская империя стремилась упрочить свои позиции в мире, а что может быть лучше победоносной войны? И Россия, полагаясь на свою мощь, вступила в Мировую войну, но вскоре оказалось, что экономика страны к этому не готова, промышленность страны или не производила нужное армии вооружение, или производила в весьма недостаточном количестве. Выход был один – закупать необходимое вооружение или комплектующие для его производства за границей. Так, в частности, самолеты для российской армии закупались в виде узлов и деталей с условием их сборки в России. Для этих целей было создано несколько производств и одно из них – в г. Липецк. К 1916 году в обширной дубовой роще, что располагалась за улицами Воронежская и Гульбищенская (ныне Советская и Пушкина) были сооружены деревянные производственные корпуса (они существовали до конца 70-х годов), где собирались самолеты французской ф. «Фарман». За два года существования этого производства в нем было собрано около 800 самолетов. Начавшаяся революция и Гражданская война прервали поставки из Франции и к середине 1918 года это производство закрылось.
Жизнь в существующие производственные корпуса вернулась только в 1924 году, когда группа работников сокольского завода организовала в них мастерские по изготовлению и ремонту сельскохозяйственной техники – страна в этом очень нуждалась.
В 1928 году для подготовки рабочих кадров здесь было создано фабрично-заводское училище, а в 1929 году организован ремонтно-механический завод. В начале он производил только сельскохозяйственную технику, но, вскоре, по приобретенной в Англии лицензии у фирмы «Квиквей», началось производство и станков для притирки клапанов двигателей. Так началась история Липецкого станкостроения, в истории которого было много славных страниц, и мы намерены в дальнейшем рассказать об этом.

К сожалению, во многих источниках дается неточная, а иногда и ошибочная информация по истории Липецкого станкостроения, поэтому мы взялись продолжить цикл заметок о Липецком станкостроительном заводе.
До Великой Отечественной войны – тогда трактороремонтный завод, Липецкий механический и т.д. наряду со станками выпускал широкий спектр сельхозтехники (это производство существовало до 60-х годов), в годы войны на заводе выпускались минометные мины, шел ремонт различной техники. После окончания войны на заводе возникло производство расточных станков и в 1956 году завод перешел в структуру Минстанкопрома СССР и получил новое наименование «Липецкий станкостроительный завод», новый товарный знак, который ныне принадлежит ЗАО «Липецкий станкозавод «Возрождение», и постепенно перешел на выпуск наиболее востребованных в то время токарно-винторезных станков, была разработана оригинальная модель – 1П62, годовой выпуск станков дошел до 1000 единиц.
Завод расширялся, оснащался новым оборудованием, росла квалификация кадров и в 1960 году Минстанкопром СССР было принято решение о переводе производства плоскошлифовальных станков с Московского станкозавода в г. Липецк. Производство плоскошлифовальных станков требует более высокой культуры производства, чем оно было ранее, дополнительного оснащения станками, технологической и метрологической оснасткой, переподготовкой кадров. Все эти задачи коллективом завода были оперативно решены и уже в 1961 году начался выпуск плоскошлифовального станка мод. 3Б722, чуть позже – станки мод. 3Б740 и вскоре их выпуск достиг 220-240 единиц в месяц. Надежная конструкция станка, качественное изготовление, высокий спрос на продукцию завода, продукция стала поставляться и на экспорт. Поскольку потребности промышленности СССР росли, увеличивались и требования к оборудованию, точности, производительности станков, вместе с этим рос и Липецкий станкостроительный завод, в начале 70-х годов численность, работающих на нем достигла 2 тысячи человек. Увеличился и ассортимент выпускаемой продукции: на заводе стали изготавливаться и специальные станки для обработки конкретных деталей, станки-полуавтоматы и т.д., в результате чего формировалась, росла техническая база завода, создавалась именно Липецкая школа машиностроения. Создавались предпосылки для резкого, качественного рывка в развитии завода.
Этот рывок связан с выдающимся деятелем, организатором станкостроения – Нисенманом Владимиром Исаевичем – в июне 1976 года он был переведен на должность директора Липецкого станкостроительного завода с аналогичной должности на Иркутском станкозаводе.
Об этом славном периоде в истории Липецкого станкостроения мы расскажем отдельно.

#ДеньМашиностроения2024 #МинпромторгРоссии #МашиностроениеРоссии

Добавить комментарий